Новости
News

Обо мне
About

Библиография Bibliography

Контакты
Contacts
     




Юлия тормышева
Yuliya tormysheva

Катерина жернокльова
Katerina zhernoklova

Вячеслав шулика
Vyacheslav shulika

Чиэко оваки
Chieko ovaki

Сун сянхун
Sun syanhun

Тен жи
Ten ji















ЧИЭКО ОВАКИ

АННОТАЦИЯ

Чиэко Оваки. Японский период в творчестве Давида Бурлюка (1920-1922). – Рукопись.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.05 – изобразительное искусство. – Харьковская государственная академия дизайна и искусств. – Харьков, 2008.

Диссертация посвящена одному из наименее изученных периодов творчества Давида Бурлюка, связанного с его пребыванием в Японии с 1920 по 1922 гг. В диссертации проанализирован широкий круг научных публикаций, восполнены лакуны в переводах ряда материалов с японского на русский язык, существенно уточняющих представления о характере восприятия японской аудиторией творчества «отца российского футуризма». Анализ материалов японской прессы 1920-х гг., архивных данных, литературных, живописных и графических произведений Давида Бурлюка позволил реконструировать его творческую деятельность в Японии. Так, сразу же после приезда в Японию, он открыл «Первую выставку русских картин». К этому времени в Японии, параллельно с традиционной живописью, получила развитие европейская живопись (ёга). В Токийской академии художеств прочное место занял академический импрессионизм, японские художники проходили обучение также и в Европе. О футуризме японцы имели представление лишь по статьям и тексту Томмазо Маринетти, переведенному и опубликованному незадолго до приезда Давида Бурлюка. Накануне его приезда прошла и «Первая выставка художников-футуристов». Интерес к русскому художнику, именовавшему себя «отцом российского футуризма», был вполне закономерен.

В диссертации освещены поездки художника на острова Ошима и Огасавара, показано формирование этнографического интереса, определившего направленность его литературных, живописных и графических работ. На Огасавара художник создал наибольшее количество живописных произведений, написал повести «Ошима» и «По Тихому океану». Здесь же, как следует из полицейских донесений, он встретился с русскими художниками С. Щербаковым и Н.Недашковским. Давид Бурлюк с семьей, Вацлавом Фиала и Виктором Пальмовым останавливается на место жительства рядом с соотечественниками. В этой связи исследователь Омука Тосихару задается вопросом – было ли это творческой деревней русских художников или обычной взаимопомощью земляков, оказавшихся далеко от Родины. В работе установлено, что т.н. «русские художники» на Огасавара, с которыми встречался Давид Бурлюк – это ученики близкого друга, харьковского художника Е.Агафонова, факт пребывания в Японии которых до сегодняшнего времени был неизвестен. Таким образом, это были не только земляки, но единомышленники. Представляется неслучайным, что друзья, по возвращении с Огасавара, открыли в Токио три выставки одновременно.

Японский период в творчестве Давида Бурлюка, согласно документам и свидетельствам современников, отмечен разнообразной и многогранной деятельностью. В течение почти 2-х летнего пребывания в Японии, Бурлюк посетил Токио, Иокогама, Нагоя, Киото, Осака, Кобе, Кагосима, Кумамото, Фукуока, побывал на южных островах Ошима и Огасавара, поднимался на Фудзисан. Он рисовал с интересом реальную Японию, оставил графические риСун Сянхунки, эскизы как иллюстрации к его путевым заметкам. Свои впечатления он описал в этнографических повестях «Восхождение на Фудзи-сан», «Ошима (японский Декамерон)» и «По Тихому океану».

В результате образно-стилистического анализа произведений Давида Бурлюка, созданных в Японии, выявлено следующее:
- сюжетно-тематический репертуар работ японского периода отличается широким диапазоном: портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены труда и быта японцев. При этом большая часть произведений по художественным задачам и способам их разрешения относится к реализму и импрессионизму, что продиктовано стремлением передать как можно точнее особенности флоры и фауны Японии. Ряд произведений японского периода, основанный на натурных наблюдениях, отмечен художественным обобщением и аллегоризмом, кубофутуристическим решением темы. В паузах между выставками Бурлюк создал серию риСун Сянхунков, фиксирующих жизнь и быт японцев. Графика этого периода, по сути, является продолжением этнографических изысканий художника.

Среди людей, оказывавших поддержку Давиду Бурлюку преимущественно футуристы – Фумон Гё, Того Сэйдзи, Хирато Ясукичи, Огата Каменосукэ, Сибуя Осаму, Асано Моуфу, Ооура Сюдзо, Янасэ Масаму. Наиболее последовательно работал с русским футуристом Киносита Сюйчиро, в творчестве которого прослеживаются приемы передачи движения, продемонстрированные Давидом Бурлюком. В соавторстве с Киносита Сюйчиро Давид Бурлюк написал «Что такое футуризмi Ответ», которая стала для молодых художников того времени своего рода учебником по искусству. Не столько живопись художника, сколько его взгляды на искусство и манера поведения оказали влияние на развитие различных областей японской художественной культуры. Летом 1922 года Бурлюк покидает Японию. Его влияние прослеживается и в последующих выставках футуризма, в дадаистическом театре, осмыслении авангардного искусства.

Ключевые слова: авангард, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, ёга, нихонга, импрессионизм, эпоха Тайсё, Давид Бурлюк в Японии.

ANNOTATION

Chieko Owaki. Japanese period of David Burliuk work (1920-1922). – Manuscript.
The thesis for obtaining a scientific degree of the Candidate (Ph.D.) in the Fine Arts Sciences, in speciality 17.00.05 – Fine Arts. – Kharkiv State Academy of Design and Arts. – Kharkiv, 2008.

Dissertation is devoted to the most unstudied David Burliuk’s period of work, connected with his stay in Japan from 1920 till 1922. In the dissertation the wide spectrums of scientific works are analyzed, the gaps in the materials translation from Japanese into Russian, that appreciably characterize the Japanese people perception of «Russian futurism father’s» works, are filled.

The analysis of Japanese press materials of 1920th, archive documents, David Burliuk literature, art and graphic works helped to reconstruct his activity in Japan. Cultural and creative activity of artist is studied in the context of Taisho period Art process (1912-1926). Before unknown materials and documents, works and names of artists are shown. In the dissertation David Burliuk’s creativeness links are shown, his role in art life of Japan in 1920th is researched.

Key words: Avant-Garde, Futurism, Cubofuturism, Expressionism, Yoga, Nihonga, Impressionism, Taisho period, David Burliuk in Japan.

АНОТАЦiЯ

Чiеко Овакi. Японський перiод в творчостi Давида Бурлюка (1920-1922). – Рукопис.
Дисертацiя на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства за спецiальнiстю 17.00.05 – образотворче мистецтво. – Харкiвська державна академiя дизайну i мистецтв. – Харкiв, 2008.

Дисертацiя присвячена одному з найменш дослiджених перiодiв у творчостi Давида Бурлюка, пов’язаному з його перебуванням у Японiї з 1920 по 1922 рр. В дисертацiї проаналiзовано широке коло наукових публiкацiй, заповненi лакуни в перекладах низки матерiалiв з японської на росiйську мову, що суттєво уточнюють уявлення про характер сприйняття японською аудиторiєю творчостi «батька росiйського футуризму».

Аналiз матерiалiв японської преси 1920-х рр., архiвних даних, лiтературних, живописних та графiчних творiв Давида Бурлюка дозволив реконструювати його дiяльнiсть в Японiї. Творча та культуртрегерська дiяльнiсть художника розглянута в контекстi художнього процесу доби Тайсьо (1912-1926). До наукового обiгу введенi невiдомi ранiше матерiали та документи, твори та прiзвища художникiв. У дисертацiї також виявлено коло творчих зв’язкiв Давида Бурлюка, розкрито його роль в художньому життi Японiї 1920-х рр.

Ключовi слова: авангард, футуризм, кубофутуризм, експресiонiзм, йога, нiхонга, iмпресiонiзм, доба Тайсьо, Давид Бурлюк в Японiї.

Оставить комментарий

 

 
Copyright