Новости
News

Обо мне
About

Библиография Bibliography

Контакты
Contacts
     




Юлия тормышева
Yuliya tormysheva

Катерина жернокльова
Katerina zhernoklova

Вячеслав шулика
Vyacheslav shulika

Чиэко оваки
Chieko ovaki

Сун сянхун
Sun syanhun

Тен жи
Ten ji















ТЕН ЖИ

Тен Жи. Китайская монументальная скульптура: традиции и современность. – Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.05 – изобразительное искусство. – Харьковская государственная академия дизайна и искусств. – Харьков, 2009.

В диссертации исследуется китайская монументальная скульптура, ее функции и художественные принципы на различных этапах исторического развития. Рассмотрено влияние идей буддизма, даосизма и конфуцианства на формирование художественного своеобразия китайской традиционной пластики. На основе анализа литературных текстов и объектов традиционной монументальной скульптуры, установлено, что «три» учения не только определили тематический репертуар скульптуры, но и обусловили особенности художественного восприятия. В изображении человека мастерами всегда отводилось большое значение духовным качествам, в то время как тело трактовалось как нечто усредненное, лишенное индивидуальных черт. При довольно развитом знании пропорций, движения и пластики человеческого тела, оно никогда не становилось объектом внимательного изучения и эстетического культа.

Установлено, что важную роль в формировании художественных принципов сыграли смежные виды искусств. Шесть принципов живописи Се Хэ
(V ст.н.э.), а именно требование отображения в искусстве принципа «ци юнь, шен дун» (звучание духа, движение жизни) стало общим критерием художественности для всех областей изобразительного искусства. Соответ-ственно указанному принципу, мастер должен стремиться не к изображению внешнего подобия, а к выявлению внутренней энергии образа. Энергия ци воплощалась мастерами в отказе от телесности образа, в умении передать внутреннее движение под внешне типологически трактованными одеяниями.

В развитии традиционной скульптуры Китая прослеживается эволюция от объекта как грубого, материального тела, подчиненного каменному блоку, из которого оно высекалось к пластично выразительному объекту, который синтезирует возможности пластики, линии и цвета. На протяжении тысячелетий изменялось назначение монументальной скульптуры. В традиционном Китае она выполняла сакральную функцию (скульптура гробниц и буддийских храмов), а в ХХ -социально-коммуникативную функцию. Объекты монументальной плас-тики стали служить утверждению общественно-значимых идей, прос-лавлять новых героев нового общества. В конце ХХ – начале ХХ? ст. монументальная скульптура становится главным средством улучшения городской среды.

На основе систематизации и анализа материалов, касающихся монументальной скульптуры и профессионального образования в ХХ – начале ХХ? ст. определена следующая периодизация их развития:

Первый этап (начало ХХ ст. – до 1949 г.), – время изучения европейского опыта, формирования основ нового типа монументальной скульптуры, предназначенной для городской среды. Китайские мастера получают образование в художественных учебных заведениях Франции. Открываются первые факультетов скульптуры в Китае (1920-е гг.: Шанхайское частное художественное училище, Ханчжоуский художественный институт). Обучение ведется по французским программам подготовки скульпторов.

Второй этап (1950 – 1978 гг.) – период формирования нового Китая и культурной революции, развития городской скульптуры как монументальной пропаганды новых идеалов и прославления вождей народа. Это время обучения китайских мастеров в СССР, внедрения в учебный процесс советских программ подготовки, господство принципов реализма и историзма.

Третий этап (1978 – 1990 гг.) – период реформ и открытости, учреждения Комиссии по планированию городской скульптуры, развития монументальной и монументально-декоративной скульптуры, обновления тематики и средств выразительности. В учебном процессе скульпторов ослабевает идеологический компонент, обновляются учебные программы, направленные на развитие других видов монументальной пластики (садово-парковая скульптура,)

Четвертый этап (1990 г. – по настоящее время) – время экономического подъема, возрастания темпов урбанизации, развития демократических институтов. В художественном процессе и в скульптуре, в частности, утверждаются плюралистические тенденции: наряду с сохранением традиции академизма, развиваются абстрактные формы скульптуры, осуществляются эксперименты с новыми материалами, технологиями, средствами выразительности. Городская скульптура становится главным средством улучшения городской среды. Программы подготовки скульпторов строятся на изучении европейского опыта на новом этапе, направлены на поиск гармонического соединения современных форм и национальных традиций.

В современной китайской скульптуре получили осмысление пластические свойства обнаженного тела, геометрические объемы, инсталляции. Активно развиваются старые традиции введения цвета, скульптура нередко приобретает знаковый и декоративный характер. Стираются границы между видами и жанрами искусства, ослабляется тематизм, повышается коммуникативная роль скульптуры, обновляется иззобразительный язык.
Ключевые слова: китайская монументальная скульптура, традиции, новации, художественные принципы, художественное образование, городская скульптура, историзм, реализм.

Оставить комментарий

 

 
Copyright