Новости
News

Обо мне
About

Библиография Bibliography

Контакты
Contacts
     










Японский вояж. часть 4.
Yaponskij voyazh chast 4

Японский вояж. часть 3
Yaponskij voyazh chast 3

Японский вояж. часть 2
1491

Японский вояж. часть 1
Ekspediciya osaka tokio chiba takyama

Венеция, биеннале, етс… часть 2
Veneciya biennale ets e2 80 a6 chast 2

Венеция, биеннале, етс... часть 1
Veneciya biennale ets chast 1

Японія: перша зустріч (japan: first meeting)
Yaponiya persha zustrich japan first meeting

Комада рюши
Komada ryushi









КОМАДА РЮШИ

Небольшая справка:

Рюши Комада/Ryushi Komada
Родился в 1934 году в Токио. Настоящее имя Исаму Комада/Isamu Komada. Резчик в 5-м поколении, учился резьбе у своего отца и закончил обучение в 1962 году.

Его первая персональная выставка прошла в Лос-Анджелесе в 1981 году. Вторая – в Токио в 1992.
Президент International Netsuke Carvers’ Association 1994-2004.
В 1999 году за свою работу «Полдень» / «Afternoon» он получил награду от Министра Образования,
Науки и Культуры Японии.

За свой вклад в развитие нэцкэ удостоен призов «Golden Dragon Award»

от Kinsey International Art Foundation в апреле 2009 и «Bronze Hakutaku Award»

от International Netsuke Society в июле 2009. (По материалам сайта Koryuen)

На фотографии 1913 года  - дедушка Рюши-сан — резчик Харуюки. Полагаю,

что немало его предметов было вывезено зарубеж, поскольку даже

через мои руки прошли 2 китайские имитации с подписью Харуюки.

Фотография 1950 года. Это родители Рюши-сан. Отец – Рюсуи, известный резчик.

Отец, как и большинство резчиков того времени, резал преимущественно окимоно. Рюши-сан учился резьбе у отца. Много посвятил времени совершенствованию инструментов и техники резьбы.

А еще сэнсэй очень любит путешествовать, старую фототехнику и джаз.  Он со смехом рассказал, как к нему приезжал американский нецкефрен.

«Он был в шоке от того, что увидел, как я сижу в джинсах и под звуки джаза, льющиеся из радиоприемника, работаю над нэцкэ. Наверное, он ожидал увидеть японца в хакама, который откладывеи меч, молится перед камидана а потом чинно садится за работу». В чувстве юмора Рюши-сан не откажешь

Затем Сэнсэй показал виды кости, как делится бивень на части, особенности каждой из них и как они используются.

Каждая часть имеет свое название. Из полой части бивня делают хана-икэ (вазы для цветов),

а для катабори нужна самая лучшая часть бивня – с хорошим диаметом и плотностью.


Рюши-сан не только ведет занятия для резчиков в культурном центре Асахи, но и готовит им инструменты, образцы, учебные видеофильмы. На фото подготовленное Рюши-сан в 2005 году учебное посоюие, демонстрирующее процесс изготовления нэцкэ.
На фото видна хорошо этапность работы. Сегодня, поскольку резчиков мало и это чаще хобби, чем профессия, мастер все делает сам. А в прежние времена резчики делились условно говоря на 2 класса. Резчики первого уровня осуществляют первичную обработку материала, моделируя в целом объем. Резчики второго уровня занимались уже более виртуозной работой – доводили до завершенности пластическую моделировку, уточняли детали и т.д. И дед, и отец Рюши-сан относились именно к этой категории резчиков.
Благодаря такому разделению труда обеспечивалось качество изготовляемой продукции.
Рюши сан показал рисунки, по которым вырезались фигурки из кости. Очень похоже на подшивку прорисей у иконописца. Несколько листов отмечены печатью отца.
О своем творчестве мастер рассказывает коротко. Говорит, что сначала вырезывал окимоно, как и его отец, а затем, под влиянием Ичиро, которого тоже считает своим учителем, увлекся нэцкэ.  Ведущая тема – женские образы.
Мы заговорили о митатэ. Сэесэй привел в качестве примера одну из своих работ.


Он говорит: «Митатэ – необязательно смысловая игра, подтекст. Часто – это просто шутка, эффект неожиданности. Мы привыкли, что обычно на быке изображаются мальчики (в старой Японии именно им доверялось выпасать быков. А уменя вместо деревенского мальчишки… красавица в шелковых одеждах…»

А это знаменитая работа Комада-сан. Называется «День». Изображена женщина, в ее руках  колокольчик, а у ног – кошка.


За эту работу, сэнсэй получил «Monbu-daijin shorei-шо» [лит. Поощрительный приз от министра образования, науки и культуры] на 22-й японской выставке скульптуры  в 1999 году.

Сэнсэй замечательный собеседник. Он с интересом включается в предложенную тему, размышляет вслух,  шутит. Мы провели почти 10 часов в беседе о резьбе, об организации труда в мастерских и роли магазинов в этом процессе.  Время пролетело незаметно,  и еще очень  многое  хотелось обсудить. Остается надеяться, что это не последняя встреча.

Сайт, который ведет Макико-сан   http://www.cc.rim.or.jp/~komada/e-carving.html

Оставить комментарий

 

 
Copyright