Новости
News

Обо мне
About

Библиография Bibliography

Контакты
Contacts
     




Юлия тормышева
Yuliya tormysheva

Катерина жернокльова
Katerina zhernoklova

Вячеслав шулика
Vyacheslav shulika

Чиэко оваки
Chieko ovaki

Сун сянхун
Sun syanhun

Тен жи
Ten ji















ВЯЧЕСЛАВ ШУЛИКА

АННОТАЦИЯ

Шулика В.В. Церковная живопись Слобожанщины середины XIX начала ХХ века: иконография, стилистика, технико-технологические особенности – Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.05 – изобразительное искусство. – Харьковская государственная академия дизайна и искусств. – Харьков, 2010.

Диссертация посвящена иконографии, стилистике и технико-технологическим особенностям церковной живописи Слобожанщины середины XIX – начала ХХ в. В результате исследования установлено, что профессио-нальная церковная живопись Слобожанщины в середине – второй половине XIX в. развивалась в русле традиций академизма. В народной иконописи в это время отмечается увлечение стилем барокко («второе барокко»), а с 70-х гг. XIX в. получает распространение крестьянский стиль, выраженный в плетеном декоре окладов. В конце XIX – нач. ХХ в. в иконах и монументальных росписях Слобожанщины отмечается влияние неовизантийского стиля. В иконостасах середины – второй половины XIX в. наибольшее распространение получил русско-византийский стиль, а на рубеже XIX – ХХ веков – неовизантийский. Стиль модерн прослеживается в иконостасах и монументальных росписях начала ХХ в. (росписи Храма Трех Святителей в Харькове, иконостас Николаевской церкви Юзефовичей и др.).

В исследуемый период в иконописи Слобожанщины главную роль играют городские и сельские иконописные центры в Харькове, Чугуеве, Борисовке. В Харькове работали художники с академическим образованием и их ученики, что обусловило применение натурного материала; работали мастерские по производству подокладных икон в серебряных ризах, некоторые из них являлись филиалами московских мануфактур.

Впервые получили освещение деятельность и методы работы самого круп-ного на Слобожанщине иконописного центра в сл. Борисовка, где в 1902 г. была открыта Учебно-иконописная мастерская, которая вместе с Палехской, Мстерской и Холуйской стала первым учебным заведением подобного типа в Российской империи. В мастерской преподавались иконопись и реставрация.

Борисовские иконописцы писали иконы двух видов: личковые (под-окладницы) и красочные, образцами для которых служили олеографические и лубочные картинки, литографии из книг и журналов. Часто для написания икон использовались репродукции мастеров Ренессанса. С конца XIX в. писаные образа, как более дорогие, стали вытесняться дешевыми фольговыми и киотными иконами.

Впервые получили освещение методы работы и технико-технологические особенности чугуевских иконописцев. Иконы чугуевских мастеров тяготели к академическому направлению. Здесь за редким исключением, не изготовляли подокладных икон. Чугуевская школа разделялась на ряд «подшкол», в которых доминировали принципы работы основателей мастерских. Чугуевская иконо-пись имела старообрядческие корни, что отразилось на иконографии икон «Воскресение Христово с праздниками», в иконах – ставротеках и др.

Монастырская традиция иконописания в конце XIX в. представлена иконо-писной школой в Глинской пустыни, где обучение иконописцев осуще-ствлялась на основе академических образцов. Иконописная школа Святогорско-го монастыря после возрождения обители в 1844 г. не была восстановлена.

К середине XIX – началу ХХ в. на Слобожанщине формируются ориги-нальные иконографические типы Христа и Богородицы. Автором исследования впервые проведена классификация слобожанских икон середины XIX – начала ХХ в. по иконографическим типам. Установлено, что некоторые иконы имели локальное, а иные общеслобожанское почитание. Наряду с древними византий-скими схемами, восходящими к XIII-XIV вв., использовались западноевропей-ские схемы, относящиеся к католическому и к протестантскому типу благочестия.

Особую роль в иконографии Христа играет евхаристический аспект. В тронных образах Христа преимущественное распространение получил тип Царь Царей, как выразитель идеи «симфонии священства и царства». Выявлены местные иконографические традиции, связанные с помещением изображений икон в пространство иконы, а также иконографические компиляции, что объясняется стремлением предельно сакрализовать образ, соединив несколько молельных образов.

В изучаемый период прослеживается развитие высокого иконостаса на основе схемы расположения чинов XVII-XVIII ст. Иконостас имеет метрическую структуру с повышенной центральной аркой. Общим для двух и трехрядных иконостасов является отсутствие деисисного чина, либо его замещение «псевдодеисисами». Главным рядом слобожанского иконостаса становится Праздничный, имеющий сотериологический принцип построения, что позволяет воспринимать его как ряд нескольких программ.

В решении храмовых стенописей выделено три типа: 1) копийно-компилятивный (используются иконографические программы или комбинации отдельных росписей, заимствованные из столичных храмов); 2) патрональный (изображения святых, расположенных по «типам святости», с редкими вкраплениями сюжетных композиций); 3) сотериологический (представляет сюжетные композиции, посвященные истории Спасения, между которыми могли помещаться отдельные фигуры святых).

Введены в научный оборот новые произведения, факты, имена мастеров церковной живописи.

Ключевые слова: Слобожанщина, иконография, церковная живопись, иконостас, икона.

ANNOTATION

Shulika V.V. Ecclesiastical Painting of Slobojanshina of the Middle of the 19th – the Beginning of the 20th CenturyManuscript.

Thesis for obtaining the scientific degree of the Candidate in the History of Art, Speciality 17.00.05 – Fine Arts. – Kharkiv State Academy of Design and Arts. – Kharkiv, 2009.

The subject matter of the research is iconography, stylistic features and media of  the Slobojanshina. The particular task of the research is to study the activity of the artistic centers of Slobojanshina, to show their technical methods of mural painting and of icons.

The iconographical analysis of  the Slobojanshina easel and mural painting was made  for the first time;  the iconographical systems of the iconostases and mural paintings were also under the study. The sources of the artistic education of the Slobojanshina artists of the 19th – the beginning of the 20th century were systemized. Some personalities and their masterpieces, facts earlier unknown to the art history were revealed.

Key words: Slobojanshina, iconography, ecclesiastical (church) painting, iconostasis, icon.

Шуліка В.В. Церковний живопис Слобожанщини середини XIX – початку ХХ століття: іконографія, стилістика, техніко-технологічні особливості – Рукопис.

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства за спеціальністю 17.00.05 – образотворче мистецтво. – Харківська державна академія дизайну і мистецтв. – Харків, 2009.

Дисертацію присвячено іконографії, стилістиці та техніко-технологічним особливостям церковного живопису Слобожанщини сер. XIX – поч. ХХ ст. Розкрито діяльність іконописних центрів Слобожанщини, стилістичні та техніко-технологічні особливості стінописів та іконопису.

Вперше проведено іконографічний аналіз іконопису та стінописів Слобожанщини, визначено іконографічні програми іконостасів та монументальних розписів, їхні іконографічні джерела. Введено до наукового обігу невідомі раніше твори, імена іконописців, факти.

Ключові слова: Слобожанщина, іконографія, церковний живопис, іконостас, ікона.

После защиты диссертации:

Вячеслав Викторович Шулика работает а Харьковской академии дизайна и искусств, успешно совмещает педагогическую, практическую, творческую и научную деятельность.

Осенью 2010 года Вячеслав Викторович был принят в секцию искусствоведения Харьковского отделения Национального союза художников Украины.

Приятно отметить, что уже через год после защиты диссертации состоялась персональная выставка живописных работ Вячеслава.

Оставить комментарий

 

 
Copyright